Дефектоскопия трубопроводов: от школьных опытов до комплексной диагностики магистралей

Магистральные трубопроводы ежедневно испытывают на себе серьёзные нагрузки движущимися по ним жидкостям и противостоят воздействию окружающей среды. Дефектоскопия трубопроводов призвана обеспечить качество стыков магистральных отрезков труб и дать гарантию пригодности магистрали к длительной эксплуатации.

Дефектоскопия

Дефектоскопия трубопроводов- что это?

Качество труб для магистральных сетей проверяется на производствах, а вот сварные работы по соединению элементов производятся в полевых условиях. Гарантировать качество сварного шва сварщик на словах не может, каким бы он ни был специалистом. В то же время наличие дефекта в шве обязательно приведёт к аварийной ситуации, поэтому и проводится проверка качества соединения. Бытовые трубные стыки можно обезопасить герметиком, на магистралях так сделать нельзя. ИНТЕРЕСНО: методы дефектоскопии трубопроводов применяются для теплосетей, водопроводов, канализационных магистралей, газопроводов и нефтепроводов.

Сварной шов на трубопроводе не должен иметь наплывов, пустот, трещин и любых колебаний толщины.

Сварной шов

Для контроля используют несколько методов одновременно, чтобы дать полную гарантию. Самый распространённый метод это ультразвук. Используется эта технология аналогично как мы привыкли в медицине – волны в месте внутреннего дефекта в шве меняют свои характеристики точно так же, как меняют их в живых тканях с разной плотностью. Результат изменений считывает прибор учёта и контролёр может по ним определить не только наличие брака в шве, но и что это за брак.

Эхо-локация, теневой способом, зеркальный методом или методом Дельта – всё это разновидности приборов с УЗ диагностикой. Эхо-локация это базовый принцип работы прибора. Остальные типы прибора различаются местом расположения отражателя волн на трубах. Самым сложным и редко применимым на практике стало УЗ-исследование шва, где используется Дельта метод.

Методы дефектоскопии сварных швов трубопроводов призваны провести проверку качества сварных работ неразрушающим способом. Ультразвук – базовый метод, но для надёжности магистральные швы проверяются повторно на месте выявленного дефекта.

Магнитный контроль качества шва очень похож на опыт из школьной программы по физике. Магнитный порошок наносится на шов, на трубу подаётся электрический разряд и ферримагнитное вещество показывает свой рисунок. По полученному узору выявляются области с нарушением плотности шва. В этом месте производят дополнительные исследования для определения проблемы и возможности её устранить.

ВАЖНО: магнитный метод применим только на тех трубопроводах, где используются сплавы железа, пригодные к намагничиванию.

Типов приборов контроля сварных соединений на трубопроводах на современном рынке очень много. Ультразвук всё чаще комбинируется с вихретоковым исследованием. Суть метода та же – обнаружить полость, натяжение или наплыв с помощью изучения проводимости металла. Прибор создаёт вихревые токи, которые проходят через слои соединения труб. Если прибор не фиксирует изменений параметров тока, значит шов пригоден для эксплуатации. А вот если зафиксировано снижение силы тока – в структуре шва есть дефект.

Но и на использование исключительно этого прибора в магистральных исследованиях рассчитывать нельзя. Первое ограничение связано с толщиной исследуемой материи – не больше 2 мм. Только в пределах этой толщины прибор способен распознать погрешность в работах сварной бригады и выдать тип ошибки.

Самым простым и дешевым методом дефектоскопии трубопроводов является капиллярный метод

С помощью индикатора – пенетранта – можно проверить поверхность шва на наличие очень маленьких трещинок, которые не вины глазу. Для этого наносится вещество, спустя время оно стирается и на место шва наносится абсорбент из талька или окиси магния. Пенетрант начнёт впитываться в абсорбент и в свете ультрафиолетовой лампы покажет наличие или отсутствие трещинок.

Использовать метод можно и на внешней, и на внутренней поверхности магистрали. Но вот ни о каких внутренних обнаружениях проблем говорить после исследования нельзя.

Все вышеперечисленные способы на федеральных магистралях и особо значимых для государства объектах применяются не только с внешней стороны, но и изнутри магистрального отрезка приваренной трубы. Для этого не разрушающий контроль трубопровода производится специальным прибором на дистанционном управлении, помещенном внутрь трубы. Проходя под швом, он записывает все результаты исследований установленных на каретку приборов и проводит комплексную диагностику качества.

Таким способом проводится и контроль качества швов после периода эксплуатации, когда нужно определить требуется ли ремонт или замена участка магистрали. На городских магистралях такой комплексный метод не используется из-за высокой стоимости работ, обходятся внешними исследованиями и тестами.

Антон Орлов

Привет, меня зовут Антон Орлов и я установил более 1000 септиков и канализационных систем в Московской области с 2013 года, тогда я и завел этот сайт и понял, что хочу учиться сам и делиться опытом с читателями о септиках и канализациях, создал этот сайт septikmaster.ru. Ваше лучшее спасибо это поделиться опытом и мнением в комментарии! Задавайте вопросы и сохраняйте сайт в закладки! Успехов

Оцените автора
Септик Мастер
Добавить комментарий

We use cookies in order to give you the best possible experience on our website. By continuing to use this site, you agree to our use of cookies.
Accept
Privacy Policy