Конструкция шарового крана настолько проста и надёжна, что его используют во всех бытовых сферах и нередко на промышленных объектах. В обслуживании этот простой механизм также прост, поэтому выполнить ремонт шарового крана своими руками под силу практически каждому.
Внутреннее устройство запорного механизма
Конструкция шарового в сантехнике используется более 100 лет. Полюбилась она за способность при полном открытии пропускать воду без снижения напора, а также иметь большой температурный предел, который, по сути, ограничивается только свойствами материалов из которых сам кран и сделан.
Внутри корпуса шарового крана находится шарик с отверстием между двух уплотнителей. В движение шарик в корпусе приводится штоком, который соединён либо с рычажком, либо с барашком. По мере вращения барашка вращается и шток, а за ним и шарик. В закрытом состоянии шаровой механизм повёрнут к потоку своей целой частью, а при вращении открывается его полость, сквозь которую и проходит вода.
Если шаровой механизм устанавливается на смеситель, то после самого запорного крана идёт ещё и камера смешивания двух потоков, из которых отрегулированная по температуре вода движется через лейку.
Перед ремонтом важно знать, разборный ли ваш кран или нет. В быту сейчас такие краны встречаются редко, производятся они в основном ля промышленных нужд. Для котельных и бань выпускаются цельносварные шаровые краны. Они также не разборные, но из-за большого запаса прочности это минусом назвать нельзя. При поломке, увы, цельносварной кран придется менять целиком.
Не ремонтируемые шаровые краны с плавающим шаром и с фиксированным шаром. Первые выпускаются для магистралей от 200 мм, а краны с фиксированным шаром это изделия люксового сегмента, где все поломки заложены в высокую прочность и долговечность и попадают под гарантию производителя.
Проблемы и решение
Ремонт шарового крана начинается всегда с конкретной поломки, которая начинает досаждать владельцу.
Протекает вода
При закрытом вентиле крана из носика смесителя начинает капать вода, причем чаще это начинается с пары капель при закрытии, но со временем течь становится всё больше. Это явный признак того, что уплотнительные кольца на шаровом механизме износились и их нужно заменить.
Температура в смесители регулируется, не соответствуя положениям вентилей
Когда вы пользуетесь смесителем, то в рабочем состоянии у вас смена температуры воды из лейки быстро реагирует на положения рычажков подачи. Но со временем вы можете начать замечать, что одна из вод реагирует хуже или с заметным опозданием. Это сигнал, что картридж после шарового крана засорился или в нём накопился слой налёта. Чаще всего чистку нужно сопроводить и заменой уплотнительных колец, так как на них тоже оседают примеси и взвеси из воды.
Падение напора
Не редко бывает, что один из кранов в квартире явно начинает выдавать напор меньше, чем остальные краны. Причина поломки для шарового крана здесь кроется в засоре затвора. Его чистку рекомендуется производить также с заменой уплотнительных колец.
На практике почти все проблемы с шаровым краном кроются в засоре и износе уплотнителей. И если кран разборный, то устранить проблему несложно. Для этого не надо быть профессиональным слесарем-сантехником, достаточно иметь минимальный набор инструмента и подходящих уплотнителей под рукой.
Из инструментов потребуются:
- Полая отвертка для крепежного болта на кране.
- Плоскогубцы.
- Разводной ключ.
- Торцевой шестигранник.
- Средство типа «Жидкий ключ» от ржавчины.
- Силиконовая сантехническая смазка для водопроводных систем.
Конструкция шарового крана очень проста, поэтому если у вас в доме много разборных кранов, то есть смысл в ремонтном чемоданчике иметь набор прокладок под размер крана. Сама ремонтная манипуляция потребует аккуратности в большей степени, чем особых навыков.
Перед демонтажем шарового крана отключите воду на участке, к нему подводящем, слейте воду из системы. Снимите рычажок затвора или барашек, чаще всего они зафиксированы на винт под шестигранник. Отсутствие запорной ручки даст возможность снять защитную крышку с крана и получить доступ к его внутренней части с шаром и прокладками. Сначала извлекается шар, а потом достаются прокладки.
На некоторых моделях шаровых краном уплотнитель стоит на пружинке. В таких случаях при каждом разборе и извлечении уплотнителей менять нужно и пружину.
Сам шар изнашивается не так часто, как прокладки и крепежные болты. Очень многие проблемы у разборных шаровых кранов возникают именно из-за истёртости прокладок или когда на них скапливается осадок из водных примесей. В любом случае разобранный кран нужно постараться мягко очистить от отложений внутри, переставить прокладки, поставить смазанный специальной смазкой шар на место и собрать конструкцию обратно. Если в процессе ремонтных работ вы заметили внутри конструкции трещины, то заполнить их можно холодной сваркой. Мера эта временная, несколько недель вы ещё сможете пользоваться краном, но всё же запорный элемент придется заменить целиком.